Противодействие коррупции
- Закон о противодействии коррупции
- Закон об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и их проектов
- Закон о контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам
- Федеральный закон от 07.05.2013 № 102-ФЗ
- Федеральный закон от 07.05.2013 № 79-ФЗ
- Трудовой кодекс
- Уголовный кодекс
- Указ Президента от 10.12.2020 № 778
- Указ Президента о мерах по противодействию коррупции
- Указ Президента от 21.07.2010 № 925
- Указ Президента от 02.04.2013 № 309
- Указ Президента от 02.04.2013 № 310
- Указ Президента от 08.07.2013 № 613
- Указ Президента от 23.06.2014 № 460
- Указ Президента от 23.06.2014 № 453
- Указ Президента от 08.03.2015 № 120
- Указ Президента от 15.07.2015 № 364
- Указ Президента о Национальном плане противодействия коррупции на 2021—2024 годы
- Постановление Правительства РФ от 05.07.2013 № 568
Прокуратура разъясняет
«Ответственность за нарушение антикоррупционных запретов при заключении государственных и муниципальных контрактов»
Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» для заказчиков и исполнителей по государственным и муниципальным контрактам предусмотрен ряд запретов, направленных на предотвращение коррупционных правонарушений.
Так, в качестве одного из единых требований к участнику закупки предусмотрено отсутствие у него конфликта интересов с заказчиком.
Одновременно закон возлагает на руководителя заказчика, руководителя контрактной службы, работника контрактной службы, контрактного управляющего обязанность при осуществлении закупок принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Кроме того, государственным (муниципальным) заказчикам запрещено заключать государственные (муниципальные) контракты при следующих обстоятельствах:
наличие у участника закупки – физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята);
привлечение участника закупки – юридического лица в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 КоАП РФ (незаконное вознаграждение от имени юридического лица).
Несоблюдение государственным (муниципальным) заказчиком указанных запретов является основанием для привлечения его к административной ответственности по части 1 статьи 7.32 КоАП РФ и влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей, на юридических лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пятидесяти тысяч рублей и не более трехсот тысяч рублей.
Например, в 2023 году антимонопольным органом удовлетворены с наложением штрафов 16 постановлений прокуратуры республики о привлечении к ответственности руководителей одного из государственных учреждений, заключавших государственные контракты с афиллированными лицами, меры к урегулированию конфликта интересов ими не принимались.
Неисполнение указанных выше требований участниками закупок влечет за собой признание заключенных контрактов ничтожными, в ряде случаев без возмещения стоимости уже выполненных работ, оказанных услуг и поставленных товаров.
«Ответственность юридических лиц за незаконное вознаграждение»
Статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность для юридических лиц за незаконные передачу, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица взятки или передачи предмета коммерческого подкупа. Данная правовая норма введена в целях предотвращения коррупции.
Законом предусмотрена ответственность в виде штрафов кратных суммам взяток или стоимости предмета коммерческого подкупа, минимальный размер которых составляет от 1 млн. рублей до 100 млн. рублей.
Привлечение физических лиц к уголовной ответственности за дачу взятки или передачу предмета коммерческого подкупа не освобождает юридическое лицо, от имени или в интересах которого совершены соответствующие незаконные действия, от административной ответственности.
Вместе с тем юридическое лицо не может быть наказано, если оно способствовало выявлению данного правонарушения, проведению административного расследования и (или) выявлению, раскрытию и расследованию преступления, связанного с данным правонарушением, либо в отношении этого юридического лица имело место вымогательство.
«Антикоррупционные особенности трудоустройства бывших государственных и муниципальных служащих»
В целях недопущения возникновения конфликта интересов, бывшие государственные и муниципальные служащие, замещавшие должности, предусматривающие предоставление сведений о доходах, в течение 2 лет с даты увольнения со службы обязаны в установленном порядке получать согласие соответствующих комиссий государственных (муниципальных) органов власти на заключение трудовых договоров и (или) гражданско-правовых договоров стоимостью свыше 100 тыс. рублей в месяц.
Кроме того, в течение указанного периода бывшие служащие при заключении трудовых и (или) гражданско-правовых договоров стоимостью свыше 100 тыс. рублей в месяц должны информировать работодателя о последнем месте своей службы.
Игнорирование указанной обязанности влечет для бывшего служащего прекращение трудового или гражданско-правового договора в связи с нарушением установленного законом порядка его заключения.
В свою очередь работодатель, а именно, граждане, индивидуальные предприниматели, а также юридические лица вне зависимости от организационно-правовой формы, в том числе государственные и муниципальные предприятия, бюджетные и казенные учреждения, в течение 10 дней с даты заключения трудового или гражданско-правового договора с бывшим служащим сообщает об этом представителя нанимателя (работодателя) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2015 № 29.
Десятидневный срок начинает течь со следующего дня с даты заключения трудового или гражданско-правого договора. В случае выпадения последнего дня срока на нерабочий день, сообщение должно быть направлено в ближайший следующий за ним рабочий день.
Указанное сообщение должно направляться заказной почтой либо предоставляться нарочно в государственный (муниципальный) орган.
Неисполнение обязанности, а именно, ненаправление сообщения или нарушение десятидневного срока, отсутствие в нем предусмотренной законом информации, является основанием для привлечение работодателя к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
«О запрете отдельным категориям должностных лиц использовать в неслужебных целях информацию, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные только для служебной деятельности»
В соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, а также государственным и муниципальным служащим запрещено использовать в неслужебных целях информацию, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные только для служебной деятельности.
Наиболее часто в практике встречаются случаи использования должностными лицами служебного транспорта в личных целях.
Несоблюдение указанного запрета в зависимости от правовых последствий является основанием для привлечения к административной ответственности по ст. 19.1 КоАП РФ (самоуправство) или уголовной - по ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями)
Также данное нарушение может повлечь увольнение (досрочное прекращение полномочий) в связи с утратой доверия с включением об этом сведений в соответствующий федеральный реестр.